УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В целях
дальнейшего совершенствования системы государственного управления постановляю:
1.
Правительству Российской Федерации обеспечить достижение следующих показателей:
а) уровень
удовлетворенности граждан Российской Федерации (далее - граждане) качеством
предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году - не менее 90
процентов;
б) доля
граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по
принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в
многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году -
не менее 90 процентов;
в) доля
граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг
в электронной форме, к 2018 году - не менее 70 процентов;
г)
снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган
государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для
получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой
предпринимательской деятельности, к 2014 году - до 2;
д)
сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган
государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для
получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 году - до 15 минут.
2.
Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию следующих мероприятий:
а) до 1
сентября 2012 г. сформировать систему раскрытия
информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах
их общественного обсуждения, имея в виду:
создание
единого ресурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее -
сеть Интернет) для размещения информации о разработке федеральными органами
исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, ходе и результатах
их общественного обсуждения;
использование
федеральными органами исполнительной власти в целях общественного обсуждения
проектов нормативных правовых актов различных форм публичных консультаций,
включая ведомственные ресурсы и специализированные ресурсы в сети Интернет;
предоставление
не менее 60 дней для проведения публичных консультаций;
обязательное
обобщение федеральными органами исполнительной власти - разработчиками проектов
нормативных правовых актов результатов публичных консультаций и размещение
соответствующей информации на едином ресурсе в сети Интернет;
б) до 1
сентября 2012 г. обеспечить повышение информационной открытости
саморегулируемых организаций, в том числе определить состав информации,
подлежащей обязательному опубликованию, и установить ответственность за
неисполнение предусмотренных требований;
в) до 1
сентября 2012 г. утвердить концепцию
"российской общественной инициативы", предусматривающую:
создание
технических и организационных условий для публичного представления предложений
граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет с 15
апреля 2013 г.;
рассмотрение
указанных предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение
одного года, в Правительстве Российской Федерации после проработки этих
предложений экспертной рабочей группой с участием депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества;
г) до 15
июля 2013 г. обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся
в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации;
д) до 1 января 2013 г. обеспечить
реализацию мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие
института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов,
в том числе:
установить требования к проведению
процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных
правовых актов в области таможенного и налогового законодательства;
установить обязательный для федеральных
органов исполнительной власти порядок, предусматривающий проведение ими оценки
регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и их публичного
обсуждения на всех стадиях подготовки указанных проектов;
установить сроки проведения процедур
оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, включая
публичные консультации и подготовку заключений, достаточные для обеспечения
полноты и объективности такой оценки;
обеспечить развитие на региональном уровне
процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов,
а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, имея в виду
законодательное закрепление таких процедур в отношении органов государственной
власти субъектов Российской Федерации - с 2014 года, органов местного
самоуправления - с 2015 года;
представить в установленном порядке
предложения по проведению оценки регулирующего воздействия подготовленных к
рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации
во втором чтении законопроектов, регулирующих отношения в области
предпринимательской и инвестиционной деятельности, в предусмотренные для
проведения такой оценки сроки;
е)
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу
"одного окна", предусмотрев при этом:
подготовку
предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие
предоставление государственных и муниципальных услуг, в части, касающейся
исключения норм, препятствующих предоставлению таких услуг по принципу
"одного окна", - до 1 июля 2013 г.;
организацию
поэтапного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу
"одного окна" - до 1 января 2015 г.;
ж) до 1
января 2013 г. обеспечить замену в отдельных отраслях экономики избыточных и
(или) неэффективных административных механизмов государственного контроля
альтернативными рыночными механизмами, включая страхование ответственности;
з) до 1
сентября 2012 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации проект федерального закона, предусматривающий расширение перечня
выборных муниципальных должностей;
и) до 1
января 2013 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации
изменений, предусматривающих:
установление
критериев и порядка оценки гражданами, в том числе с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий,
эффективности деятельности руководителей: территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, их структурных подразделений; органов местного
самоуправления; унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном
и муниципальном уровнях, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций
которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в
муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг, необходимых для обеспечения
жизнедеятельности населения муниципальных образований;
применение
результатов указанной оценки в качестве основания для принятия решений о
досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих
должностных обязанностей;
к) до 1
сентября 2012 г. обеспечить введение административного наказания в виде
дисквалификации за грубое или неоднократное нарушение государственными и
муниципальными служащими стандартов предоставления государственных и
муниципальных услуг, а также за грубое нарушение ими порядка проведения
проверочных и иных мероприятий при осуществлении контрольно-надзорных функций;
л) до 1
сентября 2012 г. представить в установленном порядке предложения по разработке
новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной
власти Российской Федерации, предусматривающие:
отказ от
формирования таких советов органами государственной власти Российской Федерации
самостоятельно и обязательное участие общественных палат в их формировании;
обязательное
участие в деятельности общественных советов независимых от органов
государственной власти Российской Федерации экспертов и представителей
заинтересованных общественных организаций;
м) до 1
сентября 2012 г. определить состав нормативных
правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых
федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без
предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих
федеральных органах исполнительной власти;
н) до 1
октября 2012 г. представить в установленном порядке предложения по расширению
участия граждан и организаций в формировании стандартов предоставления
государственных услуг и контроле за их исполнением;
о) в
рамках реформирования и развития государственной гражданской службы:
предусмотреть
возможность участия на паритетных началах представителей общественных советов
при органах государственной власти Российской Федерации в деятельности
конкурсных и аттестационных комиссий этих органов - до 1 сентября 2012 г.;
представить
в установленном порядке предложения по совершенствованию системы оплаты труда
государственных гражданских служащих, позволяющие учитывать состояние рынка
труда, в том числе по отдельным профессиональным группам, и стимулировать их
антикоррупционное поведение, - до 1 декабря 2012 г.;
организовать
повышение квалификации государственных гражданских служащих, принимающих
участие в предоставлении государственных услуг, - до 1 февраля 2013 г.;
п) до 1
июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения, предусматривающие
введение нового порядка выдвижения кандидатов на замещение должностей
Председателя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, формирования
списка членов Общественной палаты Российской Федерации, утверждаемых
Президентом Российской Федерации;
р) до 1
июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых
принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы,
предусматривающие:
создание
объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение
должностей государственной гражданской службы, включая проведение дистанционных
экзаменов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и
информационных технологий и формирование единой базы вакансий;
расширение
практики использования испытательного срока при замещении должностей
государственной гражданской службы;
формирование
кадровых резервов посредством подбора, подготовки и карьерного роста кандидатов
на замещение должностей государственной гражданской службы и их активное
практическое использование;
формирование
перечня квалификационных требований для замещения должностей государственной
гражданской службы на основе компетентностного подхода - в зависимости от
конкретных должностных обязанностей и функций, а также от принадлежности к
определенным профессиональным группам;
расширение
использования механизма ротации применительно к государственным гражданским
служащим, замещающим должности большинства категорий и групп должностей
государственной гражданской службы (каждые 3 - 6 лет);
развитие
института наставничества на государственной гражданской службе;
установление
особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости
от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности,
а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским
служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам
работы;
применение
системы комплексной оценки деятельности государственных гражданских служащих с
использованием ключевых показателей эффективности и общественной оценки их
деятельности, в том числе на базе социальных сетей и с учетом мнения сетевых
сообществ;
совершенствование
системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих,
доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в
оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной
эффективностью их работы;
введение
на государственной гражданской службе системы профессионально-функциональных
групп, предусмотрев классификацию должностей государственной гражданской службы
с учетом особенностей деятельности государственных органов, отражающих
отраслевую структуру государственного управления;
с) до 1
декабря 2012 г. представить в установленном порядке предложения:
по
корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и
должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с
коррупционными рисками;
по
установлению дополнительных требований о раскрытии лицами, замещающими
указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, а также иной информации, позволяющей
оценивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации
ограничений в отношении федеральных государственных служащих, замещающих данные
должности, в том числе после увольнения с государственной службы;
по
внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными
государственными служащими и работниками государственных корпораций,
деятельность которых связана с коррупционными рисками;
т) до 1
сентября 2012 г. принять меры по повышению доступности правосудия для граждан,
организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами
государственной власти Российской Федерации, обеспечив внесение в
законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих
совершенствование административного судопроизводства;
у) до 1
января 2013 г. представить в установленном порядке предложения, направленные на
совершенствование системы размещения судебных решений с использованием сети
Интернет и обеспечение доступа к этим решениям;
ф) до 1
ноября 2013 г. представить в установленном порядке предложения о возможности
трансляции судебных заседаний с использованием сети Интернет и публикации
отчетов о них;
х) до 1
декабря 2013 г. предусмотреть внесение в законодательство Российской Федерации
изменений, направленных на обеспечение права общественных объединений
обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды в защиту интересов
своих участников;
ц) до 1
декабря 2012 г. принять меры по внесению в бюджетное законодательство
Российской Федерации изменений, направленных на повышение бюджетной
обеспеченности местных бюджетов, обеспечение стабильности объемов региональных
фондов финансовой поддержки и софинансирования муниципальных образований;
ч) до 1
декабря 2012 г. в рамках работы по повышению бюджетной обеспеченности местных
бюджетов принять меры, предусматривающие:
совершенствование
специальных налоговых режимов для обеспечения приоритетного зачисления
поступлений в местные бюджеты;
оптимизацию
(сокращение) федеральных льгот по региональным и местным налогам на основе их
инвентаризации и анализа эффективности;
направление
в доходы бюджетов поселений и городских округов 100 процентов денежных
взысканий (штрафов) за несоблюдение правил благоустройства территорий поселений
и городских округов;
возможность
зачисления в местные бюджеты поступлений от налога на имущество организаций;
ш) до 1
сентября 2012 г. представить в установленном порядке предложения о запрете
установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации
показателей для оценки эффективности деятельности органов местного
самоуправления и увязки финансирования органов местного самоуправления с
выполнением этих показателей.
3.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской
Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
7 мая 2012 года
N 601